Пользователи имеют право:
* Бесплатно пользоваться информацией о составе библиотечных фондов, в т.ч. других библиотек Украины, через систему каталогов и картотек, баз данных и Интернета;
* Бесплатно получать консультационную помощь в поиске источников информации на основе документных и электронных ресурсов Библиотеки;
* В случае отсутствия необходимых документов в фонде Библиотеки заказывать их через межбиблиотечный абонемент из других библиотек Украины и зарубежных стран (при условии оплаты за деньги стоимости пересылки документов);
* Пользоваться другими видами услуг, в том числе на платной основе, определенных Законом Украины «О библиотеках и библиотечном деле» и Постановлением Кабинета Министров Украины от 05.06.97 за № 534 «Об утверждении перечня платных услуг, которые могут предоставляться учреждениями культуры и искусств, основанными на государственной и коммунальной форме собственности» и приказом Министерства культуры и исскуств Украины, Министерства финансов Украины, Министерства экономики Украины от 21.12.99 № 732/306/152» Об утверждении порядка предоставления платных услуг заведениями культуры и искусства «.
* Знакомиться с изданиями, представленными на книжных выставках и просмотрах литературы, посещать массовые мероприятия, организованные Библиотекой;
* Пользоваться собственными портативными компьютерами при условии неиспользования звуковых сигналов, без возможности подключения к библиотечной электросети;
* Пользоваться библиотечными компьютерами, установленными в помещениях библиотеки специально для пользователей, при условии соблюдения соответствующих правил пользования;
* Заказывать изготовление копий отдельных материалов — в соответствии с перечнем платных услуг;
* Входить в состав советов и комиссий Библиотеки;
* Вносить предложения по улучшению системы обслуживания пользователей;
* Рассчитывать на вежливое и компетентное обслуживание.
Пользователь обязан:
* Знать и соблюдать «Правила пользования Библиотекой»;
* Предъявлять паспорт (с отметкой регистрации по месту жительства) при оформлении регистрационных документов;
* Предъявлять читательский билет при входе в Библиотеку на пункте контроля;
* Предоставлять фотографию при оформлении читательского билета для льготных категорий пользователей, определенных п.2.6. Правил;
* Предоставлять достоверные сведения о себе при записи в Библиотеку и при перерегистрации;
* Обязательно, не позднее чем в месячный срок, сообщить Библиотеку о свой новый адрес в случае изменения места жительства;
* В случае потери читательского билета заявить об этом в Библиотеке возместить стоимость его изготовления и получить дубликат;
* В случае потери контрольного листа сообщить об этом ответственному дежурному, получить на пункте контроля обходной лист, подписать его в отделах, осуществляющих обслуживание пользователей, подтвердить тем самым отсутствие задолженности (в случае необходимости продолжить работу в читальных залах пользователь получает дубликат контрольного листа);
* Получив произведения печати, другие документы, просмотреть их. При обнаружении повреждений сообщить об этом библиотекарю, который обязан сделать на документе соответствующую отметку. В противном случае пользователь будет нести персональную ответственность за все повреждения, которые будут обнаружены при возвращении документов;
* Бережно относиться к имуществу Библиотеки и документов, предоставляемых ему во временное пользование;
* В случае повреждения библиотечного документа осуществить его ремонт за свой счет. Если поврежденный документ не подлежит ремонту, пользователь должен заменить его равноценным или высококачественной копией;
* Посещать Библиотеку в чистом и опрятном виде. Лица в неаккуратном виде в Библиотеку не допускаются;
* Соблюдать общественный порядок, чистоты и тишины в помещениях Библиотеки, быть вежливыми и корректными с сотрудниками библиотеки;
* Во время работы в читальных залах Библиотеки отключать мобильные телефоны;
* Вернуть на кафедру выдачи библиотечные документы, полученные для работы в читальных залах, не позднее, чем за 10 минут до окончания рабочего дня Библиотеки;
* При выходе из Библиотеки вернуть на пункте контроля контрольный листок с отметкой о возврате литературы, полученной в читальных залах;
* Давать письменные объяснения администрации Библиотеки в случае нарушения данных Правил.
Пользователям запрещается:
* Передавать собственный читательский билет, контрольный листок или документы, полученные на свой читательский билет, другим лицам;
* Заходить в читальные залы Библиотеки в верхней одежде, с зонтиками, портфелями, непрозрачными пакетами, сумками, размер которых превышает 20X30 см., дипломатами, продуктами питания, а также фотоаппаратами, кинокамерами, магнитофонами, диктофонами, компьютерной техникой и микрокалькулятор с электрошнура , оружием и т.д.;
* Вносить в библиотеку свои произведения печати и другие документы (фотографии, микрофильмы, микрофиши, грампластинки и т.д.);
* Изымать карточки из каталогов и картотек, делать на них заметки;
* Выносить документы из читального зала в комнату для курения и туалетных комнат;
* Выносить документы из помещения Библиотеки, делать на них пометки, подчеркивать текст, загибать и вырывать страницы, копировать;
* Нарушать порядок расстановки изданий на полках открытого доступа, вынимать книги из выставочных витрин;
* пользоваться служебными телефонами;
* принимать пищу и напитки в читальных залах;
* Заходить в Библиотеку в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;
* торговать, проповедовать, распространять листовки, рекламную продукцию в Библиотеке;
* курить в помещениях Библиотеки, кроме специально отведенного для этого помещения;
* При использовании компьютерами Библиотеки:
— Портить или модифицировать компьютерное оборудование или программное обеспечение;
— Использовать компьютер для нужд, не связанных с поиском информации;
— Подключать другое периферийное оборудование к компьютерам для работы и осуществлять другие действия, которые могут нанести вред библиотечной технике.
Ответственность пользователей:
* Пользователь несет ответственность за документы из фондов Библиотеки, оставленные им без присмотра;
* Пользователи несут ответственность за несанкционированное использование созданных библиотекой баз данных, других объектов интеллектуальной собственности в соответствии с действующим законодательством;
* Пользователь, который нарушает правила, лишается права пользования Библиотекой на срок, установленный администрацией. Материалы о злостном нарушении Правил пользования Библиотекой могут быть переданы в суд согласно действующему законодательству Украины.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Библиотека имеет право:
* Разрабатывать Правила пользования Библиотекой, читальными залами, информационными ресурсами библиотеки, вносить в них изменения и дополнения;
* Определять режим обслуживания пользователей и вносить изменения в него при условии своевременного доведения информации об этих изменениях к читателям:
— Устанавливать летний режим обслуживания;
— Переносить, при необходимости, санитарный день с последнего четверга месяца на другой день;
— Определять условия использования своих фондов, являющихся частью национального культурного достояния Украины и находятся на особом режиме охраны, хранения и использования;
— Устанавливать ограничения в использовании документов, имеющих особую историческую ценность или находятся в плохом физическом состоянии;
— Определять виды и размеры компенсации ущерба, причиненного пользователями, в т.ч. за порчу библиотечных документов и оборудования;
— Устанавливать перечень платных услуг;
* Предоставлять разрешение:
— Учреждениям, предприятиям и организациям на размещение информационных и рекламных материалов в помещениях Библиотеки и проведения социокультурных мероприятий;
— Средствам массовой информации — на проведение фото-, теле-и видеосъемок.
* Лишать пользователей (физических и юридических лиц), которые нарушают Правила пользования Библиотекой или причиняют вред Библиотеке права посещать Библиотеку на срок, определяемый администрацией Библиотеки.
Обязанности Библиотеки:
* Информировать пользователей о всех видах услуг, которые предоставляет библиотека, в т.ч. и платы;
* Создавать комфортные условия для обеспечения права пользователей на свободный доступ к информации:
— Предоставление возможности пользования имеющимися фондами Библиотеки и справочным аппаратом;
— Оказание консультативной помощи пользователям в подборе необходимых документов;
— Способствовать получению через МБА документов из других библиотек в случае отсутствия заказанных пользователями документов в фондах Библиотеки;
— Заботиться о повышении культуры обслуживания пользователей;
* Обеспечивать контроль за своевременным возвращением в библиотеку документов, предоставленных пользователям напрокат;
* Изучать читательские запросы при формировании документных и электронных ресурсов.