Время работы:
Пн-Чт: с 9.00 до 19.00
Сб-Вс: с 10.00 до 18.00
Пт: вых. Посл. Чт — сан. день.

Новая версия сайта.

Украинский театр в одесской прессе

(2012)

Библиографический указатель «Корифеи украинского театра в одесской прессе» подготовлен главным библиографом научно-библиографического отдела Еленой Нуньес. Это представление стало завершающим в серии презентаций во время выставки-форума. Со вступительным словом выступила заведующая научно-библиографического отдела, заслуженный работник культуры Украины Лариса Бурьян, которая, в частности, напомнила, что в этом году возглавляемом ею подразделения исполняется 80 лет. Различными поколениями библиографов подготовлено за это время более 1,5 тыс. указателей.

 

Вступительное слово Ларисы Бурьян

1975 была основана серия «Литературная Одесса». Уже вышло 14 указателей этой серии, которые проливают свет на контакты с Одессой М. Коцюбинского, Л. Украинская, И. Тобилевича и других знаковых для нашей культуры деятелей. Новая работа Елены Нуньес посвящена истории украинского театра, но истоки ее именно в упомянутой серии. Работа коллеги стала очередным вкладом в расширение библиографической базы Украины.

Елена Нуньес

Об обстоятельствах, которые предшествовали этой работе, рассказала автор, Елена Нуньес:

— Мое углубления в тему началось с первых дней работы в библиотеке, когда я получила обширную картотеку «Тобилевич в Одессе», который, как известно, тесно был связан с театром. Его фигура рассматривалась через призму драматургии в серии «Литературная Одесса». Картотека насчитывала около тысячи карточек, преимущественно рецензий на спектакли. Тогда я задумалась, а какой смысл давать читателю лишь библиографию, почему не совместить ее с выбранными текстами? Это породило, по выражению академика Пилипчука, моего научного руководителя, «новое качество библиографии». Согласитесь, что исследователь, скажем, в Чернигове или Полтаве, которому физически ограничен доступ к фондам библиотеки, вряд ли удовлетворится наличием только библиографических позиций. Для этого я привела в указателях, по возможности, полнотекстовой, описание этих библиографических позиций. Такой подход помогает раскрывать эпоху в которой жили и творили эти деятели: писавших в периодике, как играли актеры, и самое главное — как их воспринимали современники. Наше воображение при этом способна составить духовно-психологический портрет личности, атмосферу эпохи. Вот так, работая по плану — сначала Карпенко-Карого, потом Кропивницкий, впоследствии Старицкий (хотя последний и меньше связан с Одессой), я приближалась к теме театра. В процессе работы над драматургами много интересного материала осталось невостребованным. Чтобы подготовить указатель, мне пришлось проработать около 70 одесских изданий. С каждым новым гастрольным приездом украинского театра в Одессу внимание периодических изданий к этому художественного явления росла. Сначала это был «Одесский вестник», «Ведомости одесского градоначальства», «Новороссийский телеграф», впоследствии добавилось «Южное обозрение» и другие. Вообще, эта работа требовала десять лет кропотливого труда.

Хотя я и не ставила перед собой такую ​​цель, но углубление в эти материалы дают ответ на еще один интересный вопрос, который сейчас находится в дискуссионной плоскости: есть Одесса городом украинской культуры? Многие сейчас кричит, что украинское здесь навязанное, что это искусственное и т.п. И сегодня это декларируется на уровне власти (!). Но есть факты. Когда в Одессу приезжала украинская труппа, залы других театров города вдруг пустели. Итальянская опера не имела зрителя, потому все спешили на украинском представления. Украинский театр вызвал бурные эмоции, на страницах газет велись дискуссии. Но были и такие, кто пренебрежительно, предвзято и высокомерное относился к самобытно украинского. Сказывалось разница воспитания, разный уровень и качество восприятия…

Следующая наша работа — это указатель «Гоголь в Одессе», охватывающей одесскую периодику с 1836 по 1917 годы. Вся она полнотекстовой размещена на CD-диске, а это около 400 страниц.

Во время презентации

Выход указателя и ближайшие планы научно-библиографического отдела стали предметом обсуждения в этой аудитории.

Александр Музычко, историк, публицист: — Хотел бы, прежде всего поблагодарить вас за подготовку этого указателя, а также высказать свое мнение о его значении, и, наконец, по поводу актуализированных здесь общественных вопросов. Должен сказать, что подобные указатели в научной работе всегда очень помогают. Действительно, старые газеты буквально разваливаются, с ними проблематично работать. Конечно, подобные указатели есть побудительным, вспомогательным материалом, потому что есть эпистолярное, мемуарная наследие, и суммарно они позволяют составить объективное видение процессов и явлений, изучаемых… Отмечу, что выступления украинской труппы в Одессе нужно воспринимать не только в плане культурном, но и общественно-политической, нациотворческое. Есть превращении украинского с этнической группы (куда некоторые сегодня стремится нас загнать) в нацию. И украинский театр сыграл выдающуюся роль в этом. Он был популярным не только среди украинского. Например, еврейский культурный деятель Лев Рудольфович Коган в воспоминаниях о своих студенческих годах во время учебы в Новороссийском университете вспоминал, как убегал с занятий с товарищами на украинском представления. По поводу захвата украинского даже имел конфликт со своим отцом. Можно вспомнить еще о толерантном отношении к украинскому театру и Владимира Жаботинского, который подчеркивал именно его нациотворческое роль.

Такой указатель только лишнее подтверждение того непреложного факта, что в жизни Одессы украинского действительно играли заметную роль на все уровнях — от грузчиков в порту и камнерезов к выдающимся интеллектуалов. Учитывая собственный опыт, считаю, что этот указатель можно дополнить периодом 1918 — 1920 годы, когда возникла театральная труппа имени Марка Кропивницкого…

Тарас Максимюк, краевед, коллекционер: — Действительно, госпожа Елена, вы совершили подвиг, и ваше имя как ученого уже никто не вычеркнет из истории украинского театра в Одессе. Возможно, что эту тему вы не оставите, захотите охватить шире, включив Николаев, Херсон, Аккерман и Бессарабию. Поддерживаю Александра, что желательно было бы довести до 1920 года, когда советская власть уже начала системно уничтожать проявления украинского духа. Это период, когда в Одессе возникла театральная студия, а затем институт имени Кропивницкого, который после киевского, стал вторым подобным учебным заведением в Украине.

К изучению этого периода побуждает ряд других обстоятельств. В этот период газетную бумагу был значительно худшего качества, чем в дореволюционный, и страницы этой периодики разлагается быстрее. Но и по значению: те зрители, выросшие на украинском театре, причем разных национальностей, стали основателями театральных школ и понесли культуру в массы, активизировали общественное движение. Даже в 1950-е годы одесситы предпочитали украинского театра. Там работал Василий Василько и другие представители уже нового театрально-артистической генерации…

Ольга Барковская, главный библиотекарь: — От имени отдела искусств позвольте поздравить нашу коллегу с плодотворным результатом ее десятилетней работы. Это действительно замечательная работа. Мы были свидетелями того, как Елена целенаправленно и настойчиво все собирала по крупицам. Поскольку она умеет и любит работать, искренне увлечена тем, что делает, то надеюсь, что мы увидим выход еще одной ее научной работы.