Время работы:
Пн-Чт: с 9.00 до 19.00
Сб-Вс: с 10.00 до 18.00
Пт: вых. Посл. Чт — сан. день.

Новая версия сайта.

К 960-летию со дня рождения Владимира Мономаха

(2013)

Выставочный проект «Выдающиеся украинского славной прошлого» посвящен жизни и деятельности великого князя киевского Владимира Всеволодовича Мономаха (1053-1125), в крещении Василия. Он охватывает издания ХIХ-нач. XXI века. из фондов библиотеки.

Выставочный проект «Выдающиеся украинского славной прошлого»

К 960 — летию со дня рождения Владимира Всеволодовича Мономаха (1053-1125)

«Уважайте стариков, как родителей своих и любите молодых, как братьев…».

Владимир Мономах — князь черниговский, переяславский и великий князь киевский, внук Ярослава Мудрого, сын Всеволода Ярославича и византийской принцессы Марии (по другим данным — Анны) из рода Мономаха. Среди князей Киевской Руси, чаще всего вспоминают в средневековых источниках, Владимира Мономаха называют выдающимся державотворцем и полководцем конца XI — начала XII в.

Владимир Мономах был инициатором Любечского съезда князей (1097), на котором было решено созвать княжеские съезды, чтобы избежать междоусобиц, а также организовать совместный поход против половцев. 1100 Владимир Мономах созвал съезд князей в г. Витичеви, где вновь рассматривались вопросы о прекращении княжеских междоусобиц и борьбы против половцев.

1113, когда ему исполнилось 60 лет, Владимир Мономах занял киевский престол, став великим князем киевским. Несмотря на возраст, он отличался большой энергией, работоспособностью и государственной мудростью. Свое княжение в Киеве он начал с того, что уменьшил налоги простым людям, чем и вызвал большую привязанность к себе. Также продолжил героическую борьбу и одержал ряд блестящих побед над половцами, которые составляли главную угрозу для Киевского государства. Победы над врагами объясняются, как свидетельствуют исторические источники, блестящим знанием военного дела. За своего правления Владимир Мономах прежде всего пытался удержать государство в единстве и не допустить раздора среди князей.

Своей образованностью и политической дальнозоркостью Владимир Мономах выдерживает сравнение с Ярославом Мудрым. Он разработал «Устав», или дополнения к юридическому кодексу «Русская правда», состоявший из 69 статей, в которых изложены нормы гражданского, уголовного и судебного права. В княжение в Киеве Владимир Мономах сумел объединить под своей властью большую часть Киевского государства, прекратить княжеские междоусобицы, пополнил казну, оттеснить кочевников от государственных границ.

Владимир Мономах в исторически-культурном пространстве

Орлов А.С. Владимир Мономах / А.С. Орлов. — М.: Акад. наук, 1946. — 195 с.

Каргалов В.В. Полководцы Древней Руси / В.В. Каргалов, А.Н. Сахаров. — М.: Мол. гвардия, 1985. — 575 с.

Сахаров А. Владимир Мономах / А. Сахаров. — Красноярск: Кн. изд-во., 1991. — 192 с.

Шишов А. Русские князья / А. Шишов. — Ростов н / Д: Феникс, 1999. — 445 с.

Кульчицкий В.С. История государства и права Украины / В.С. Кульчицкий. — К.: Атика, 2001. — 320 с.

Гусев В.И. Выдающиеся личности в истории Украины IХ-ХIХ в. / В.И. Гусев. — М.: Высшая школа., 2002. — 359 с.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь / Л.Н. Гумилев — М.: Айрис-пресс, 2003. — 768 с.

Щекин Г.В. Выдающиеся личности Украины / Г.В. Щекин. — М.: Юристъ, 2007. — 1480 с.

Духопельников В. Владимир Мономах / В. Духопельников. — Х.: Фолио, 2009. — 125 с.

Владимир Мономах не только выдающийся военачальник и политик. Общеизвестна его религиозно-философское наследие. «Поучение», созданное около 1117, Владимир Мономах предназначал для своих детей. В нем большое внимание уделено нормам морали, которых должен придерживаться каждый образованный человек. В этом произведении Мономах предстает как носитель идеи целостности государства, мудрый и справедливый правитель. Его «Поучение» во многих отношениях создано на почве собственного опыта. По определению историков, это первая настоящая, очень подробная автобиография, одновременно это и выдающийся памятник древнерусской литературы, политической и религиозно-философской мысли. Текст «Поучения» доказывает, насколько глубоко христианские корни вошло в мировоззрение, души и сердца людей того времени. «Поучение» Владимира Мономаха» — самый древний светский произведение, основанное на христианском вероучении. В «Поучении» возникает идеальный образ правителя, который должен сохранять единство и укреплять могущество своего государства, предотвращать княжеским междоусобицу и защищать отечество от нападающих. «Поучение Владимира Мономаха» входит в «Повесть временных лет» по Лаврентьевской списку 1096 Описывая свой жизненный путь и давая наставления своим детям, Владимир Мономах выражает мысли и идеи, характеризующие мировоззрение передовых людей того времени.

Раритетные издания в фондах ОННБ им. М. Горького, раскрывающие личность Владимира Мономаха

Воскресенский В.А. Поучение детям Владимира Мономаха / В.А. Воскресенский. — СПб. : Садовая, № 27, 1893. — 50 с.

Повесть временных лет по Лаврентиевскому списка. — СПб. : Археолого. комис., 1872. — 192 с.

Ляскоронский Г. Владимир Мономах и его заботы о благе Русской земли / Г. Ляскоронский. — М.: Фундуклеевская, № 21, 1892. — 42 с.

Бестужева-Рюмина К. Князь Владимир Всеволодович Мономах и потомки его, Мономаховичей / К. Бестужева-Рюмина. — СПб. : Общ. польза, 1865. — 68 с.

Сказания о княьях и царях Земли Русской. — СПб. : Археолого. комис., 1861. — 15 с.

«Ох тяжела ты, шапка Мономаха» (А.С. Пушкин. Борис Годунов)

Шапка Мономаха. По одной из древних легенд, шапку подарил своему внуку, князю Владимиру Мономаху, византийский император Константин Мономах. Впоследствии ней венчались на царство русские государи. Вес шапки Мономаха — 993,66 г. Копия шапки Мономаха, вероятно сделанной в XIV в., Ныне хранится в музее «Оружейная палата» в Московском Кремле.

Бобровницкая А.И. Государственная Оружейная палата / А.И. Бобровницкая. — М.: Сов. худож., 1988. — 432 с.

По свидетельствам историков-летописцев, Владимир Мономах был человеком энциклопедических знаний, знал пять языков, переписывался со многими князьями, писал молитвы и т.д.. Он считал, что великий князь отвечает за своих подданных, за государство, советовал ни за что не допускать в государстве несправедливости, беззакония, лжи, призвал не делать зла, быть милосердным. Так, в «Поучении» он отрицает право верховной власти на кровную месть, смертная казнь, призывает своих сыновей к примирению и взаимной поддержки. Владимир Мономах умер на семьдесят втором году жизни в 1125 г. возле Переяслава. Тело великого князя было перевезено в Киев и похоронено в соборе св. Софии.

Ладинский А. Исторические романы / А. Ладинский. — М.: Сов. писатель, 1984. — 703 с.

Ладинский А. Последний путь Владимира Мономаха: ист. роман / А. Ладинский. — Минск: БелСэ, 1987. — 383 с.

Арустамьян Ж. Национальный заповедник «София Киевская» / Ж. Арустамьян. — М.: Искусство, 2004. — 432 с.

Фигура князя Владимира Мономаха во многих случаях рассматривалась через призму господствующей в то время идеологии как в период существования Российской империи с ее претензиями на роль «Третьего Рима», так и во времена советского государства. В свете новых политических реалий, а главное беспристрастного научного взгляда на деятельность князя в историческом плане, есть ряд интересных современных исследований.

Среди последних исследований:

Бродников Н.Д. Любецкий съезд и формирования территории Черниговской земли / / Вестн. схидноукр. нац. ун-та. — 2001. — № 4 (38). — С. 17-21.

Ильчев А.Т. Справочник по русской истории. Киевская Русь IX-XII вв. / А.Т. Ильчев. — М.: Едиториал, 2003. — 144 с.

О Владимира Мономаха. — С. 9-14.

Ильчев А.Т. Справочник по русской истории. Киевская Русь IX-XII вв. / А.Т. Ильчев. — М.: Едиториал, 2003. — 144 с.

О Владимира Мономаха. — С. 58-80.

Вилкул Т.Л. Владимир Мономах: тексты и версии / / Укр. ист. журн. — 2004. — № 1. — С. 53-71.

Козак Н. Молитва и коронация / / Образ и власть. Княжеские портреты в искусстве Киевской Руси XI в. / Н. Козак. — Л.: Лига-Пресс, 2007. — С. 74-79.