Время работы:
Пн-Чт: с 9.00 до 19.00
Сб-Вс: с 10.00 до 18.00
Пт: вых. Посл. Чт — сан. день.

Новая версия сайта.

К 80-й годовщине Голодомора

(2013)

Согласно Указу Президента Украины № 430/2013 от 19 сентября 2013 «О мероприятиях в связи с 80-й годовщиной Голодомора 1932-1933 годов в Украине» в ОННБ состоялся ряд мероприятий в память жертв этой памятной трагедии.21 ноября 2013 с участием представителей местного самоуправления и национально-культурных обществ, научных работников, студентов и преподавателей ОНУ им. И.И.Мечникова, библиотекарей состоялась презентация книжной выставки «Зажги свечу памяти», которая сопровождалась содержательными выступлениями специалистов.

Программа

Присутствующих поздравила заместитель генерального директора ОННБ им. М.Горького Ольга Бельницька. Обращаясь к преимущественно молодежной аудитории она отметила: «Вы — молодое поколение, вам жить в этой стране, поэтому помните о человеческом горе, необъятную трагедию, чтобы подобное никогда не повторилось».

Слева направо: Александр Карпинский, Ольга Бельницька, Юрий Санак

  Участников приветствовали официальные лица: Юрий Санак, начальник отдела по работе с библиотеками и историко-топонимической комиссии управления культуры и туризма Одесского городского совета и Александр Карпинский, главный специалист отдела просветительской работы и народного творчества управления культуры и туризма, национальностей и религий Одесской областной государственной администрации . Они также выразили свое личное отношение к этой черной страницы истории Украинского государства.

В какой именно плоскости происходит исследование Голодомора в Украине на нынешнем этапе в своем выступлении известного ученого, декана исторического факультета ОНУ им. И.И.Мечникова Вячеслава Кушнира.

Сегодня, по мнению ученого, действие политического фактора значительно ослаблена, а на первый план выступает другой аспект — последствия Голодомора, их влияние на сознание и психику тех, кто пережил эту трагедию, а также их потомков. В процесс исследования Голодомора 1932-1933 гг сейчас включились психологи. Одесские специалисты также готовы принять участие в подобных исследованиях.

В частности, Вячеслав Григорьевич обнародовал данные опросов киевских психологов. Респондентами были лица разного возраста, которые делились на тех, кто пережил голод и выжил, и людей, которых, в силу разных обстоятельств, обошло это бедствие, например, жили на другой территории.

По мнению ученых, в группы психологически травмированной во время террора голодом в большей степени наблюдается национальный нигилизм и индифферентность, безразличие к нациотворческих процессов (60% против 7% — у второй группы респондентов).

Следующий фактор — это наличие комплекса неполноценности: жертвы Голодомора в большей степени безынициативны, не склонны ставить перед собой сложных задач и не способны защищаться от негативных факторов (66% против 33%).

Интересны выводы: что сформировало эти стереотипы? Как ни парадоксально — это «комплекс агрессора», когда тирана воспринимают как «носителя доброты»: поставив человека на грань жизни и смерти, доведя до отчаяния, власть ей что-то дает для выживания, и уже воспринимается спасителем.

Этот комплекс живет в сознании людей до четвертого колена. Этим в значительной степени объясняется нынешнее состояние депрессии общества. Сегодня мы только начинаем выходить из этой фазы.

Свою задачу историки сейчас видят в продолжении обработки большого объема архивных материалов по данной теме, которые ранее были закрыты. С мучительной тема Голодомора становится темой фактологической, считает ученый.

С этим утверждением не согласилась другая участница заседания, доцент кафедры археологии и этнологии университета Наталья Петрова (на дальнем плане, в центре).

Для ученых, считает она, тема Голодомора и дальше оставаться болезненной. С группой студентов преподаватель собирала устные свидетельства, фольклор о Голодоморе-геноциде и коллективизации в селах Одесской области, которые впоследствии были опубликованы. Но наше общество уже никогда не будет таким, как в период 1930-х гг, убеждена этнолог.

Значительное внимание в своем выступлении Наталья Александровна уделила нарушению традиционных моральных устоев и духовности традиционного украинского общества в результате Голодомора 1932-1933 гг и других действий советской власти: привила населению привычку воровать, нарушились традиционные нормы захоронения и другие формы обрядности, произошла деформация в системе питания, исчезли некоторые ремесла, в частности, ткачество.

О том, что власть сознательно готовила людям голодную смерть, свидетельствует и тот факт, что накануне Голодомора в отдельных областях, в частности, в Киевской области, был приказ уничтожать диких и домашних животных — кошек и собак.

Еще один морально-этический аспект: как относились к людям, которые вследствие длительного голодания потеряли разум и дошли до каннибализма? Их воспринимали как жертву, а превращали в изгоев.

Последствия Голодомора, по мнению выступающей, проявились также в том, что Украина едва ли не единственная страна в Европе, где одной из форм политического протеста является само голодание.

Шорена Гегешидзе, председатель Одесской областной общественной организации «Грузинский культурно-образовательный центр» Иверия «», напомнила, что парламент Грузии еще в 2005 г. признал Голодомор 1932-1933 годов в Украине актом геноцида. Представитель Грузии сообщила, что впервые узнала об этом ужасном явлении в украинской истории от своих учеников, находясь уже здесь, в Одессе. Шорена Гегешидзе от имени грузинского народа выразила соболезнования и солидарность с украинским.

Эмоциональным и убедительным было выступление представителя польского национально-культурного общества Тадеуша Залуцкого, председателя Одесского им. Адама Мицкевича отделения Союза поляков в Украине.

По сути, это было еще одно устное свидетельство представителя семьи, пострадавшей во время этой трагедии — следствие спланированной руководителями правящей коммунистической партии акции. Во время коллективизации был репрессирован дедушка пана Тадеуша, а от голода умерло двое его старших братьев. Он считает, что исполнители преступления на всех уровнях нужно называть поименно. К сожалению, среди таких попадались и представители его семьи: его двоюродная бабушка Доменика Шварчевский входила в т.н. троек, которые в 1932-1933 гг изымали продукты в бедных крестьян. Позже жизни этого лица и его детей мало трагическую развязку, что стало лишним свидетельством того, что возмездие неизбежно и зло рано или поздно наказывается провидением.

Одна из авторов уникального библиографического указателя «Голодомор в Украине 1932-1933 гг» Лариса Бурьян, заведующий научно-библиографического отдела ОННБ им. М.Горького, ознакомила присутствующих с историей этого издания. Идея возникла во время пребывания в 1994 г. на стажировке в Австралии директора ОГНБ Ольги Ботушанской. Директор немедленно позвонила в Одессу сотрудникам библиотеки и этот издательский проект был внесен в план работы на следующий год. Было заключено трехстороннее соглашение о сотрудничестве между ОГНБ им. М.Горького, Фондом украиноведческих студий Австралии (Фуса) и Библиотекой штата Новый Южный Уэльс (Сидней, Австралия).

На сегодня у нас уже два выпуска пособия. Первый увидел свет в 2001 году при финансовой поддержке украинской диаспоры США и Канады (6384 названий публикаций). Второй охватывает более шести тысяч публикаций за 2001-2006 гг Он был издан при поддержке местных властей. На сегодня уже подготовлен третий выпуск библиографического указателя, в котором собраны воедино материалы с 2007 по 2011 гг Это 6086 названий.

Автор выразила надежду, что такой проект заинтересует общественность и власть, и в конце концов будут найдены средства на его издание. Лариса Бурьян также отдала должное своей коллеге и соавтору трех предыдущих выпусков Инне Рикун, которая завершила свою трудовую деятельность в стенах этого заведения. Сейчас библиографы ОННБ уже приступили к работе над четвертым выпуском одноименного указателя.

«Зарубежная историография Голодомора 1932-1933 годов в Украине: направления и интерпретации» тема доклада молодого ученого Ярослава Коршуна аспиранта 3-го года обучения кафедры археологии и этнологии Украины.  

Темой научной работы Анны Петровой, магистрантки 2-го года обучения кафедры археологии и этнологии Украины является межэтническая взаимопомощь в годы Голодомора 1932-1933 годов в Одесской, в частности Николаевского района. Поскольку украинским не имели возможности помочь себе, то это делали представители других этнических групп, в частности евреи, в этом районе тогда компактно проживали. Охранник-еврей по Голубинке Клейман спасал украинских крестьян от голодной смерти. Такая солидарность и человечность не были забыты во время Второй мировой войны. Тогда уже украинского спасали евреев, часто приписывая их детей в свои семьи.

Иванна кадык, магистрантка 1-го года обучения кафедры археологии и этнологии Украины ОНУ им. И.И. Мечникова ознакомила присутствующих с темой своего исследования — «Историческая память о голоде в Буджака» в период 1946-1947 гг В этом крае проживают болгары, цыгане, молдаване, украинском, русские, гагаузы. Последние компактно. Голод 1946-1947 гг для этой этнической группы имел наиболее трагические последствия — тогда от голода умерло около. 40% гагаузского населения, что поставило этот этнос на грань исчезновения. Это дает право считать послевоенный голодомор актом геноцида по отношению к гагаузского народа, считают исследователи.

На мероприятии также присутствовал Анатолий Фетеску, председатель Всеукраинской национально-культурной молдавской ассоциации, который подарил ОННБ книги по истории Молдовы и издание художественной литературы на молдавском языке.

Альбом «Музеи против неба. Сучава-Черновцы »работникам библиотеки вручила Наталья Петрова (см. фото внизу).