Время работы:
Пн-Чт: с 9.00 до 19.00
Сб-Вс: с 10.00 до 18.00
Пт: вых. Посл. Чт — сан. день.

Новая версия сайта.

К 1025-летию христианства на Руси

(2013)

К 1025-летию принятия христианства посвящен выставочный проект — «„Выдающиеся украинского славной прошлого“: Владимир Великий — государственный, креститель Руси»»

Владимир — великий князь киевский, один из величайших деятелей княжеской Руси, полководец, государственник, который в 988-990 гг окрестил Киев и за ним всю Русь. Владимир Святославович — сын Святослава Игоревича и ключницы дворца княгини Ольги Малуши Любаченкы. 969-978 г. княжил в Новгороде. 980 г., победив своего брата Ярополка, стал великим князем в Киеве. Владимир значительно расширил и укрепил границы Киевской Руси. 981 г. совершил поход на запад против польских князей, пытавшихся захватить Киевскую Русь. В княжение Владимира Святого в состав Киевского государства входили также Закарпатская Русь и Тмутаракань. Он воевал с вятичами, ягватамы, радимичами, волжскими булгарами и хорватами. Для защиты от кочевников Владимир Великий построил укрепленную линию с городами, крепостями по рекам Стугне, Десне, Ирпене, Трубежу и Суле. Завершил объединение всех русских земель в составе Киевского государства. Политическое объединение государства требовало проведения религиозной реформы. После неудачной попытки ввести единый пантеон языческих богов, в конце 987 г. или в начале 988 г. князь Владимир крестился, а в 988-989 гг ввел христианство как государственную религию Киевской Руси. Это способствовало развитию культуры Руси, установлению и укреплению политических, экономических и культурных связей с Византией, Польшей, Венгрией, Чехией и западноевропейскими странами.

В правление князя Владимира Киевское государство достигло наибольшего политического могущества. Деятельность Владимира Великого способствовала укреплению международного авторитета государства.

Карпов А.Ю. Владимир Святой / А.Ю. Карпов. — М.: Мол. гвардия, 1997. — 446 с. — (ЖЗЛ).

Духопельников В.М. Владимир Великий / В.Н. Духопельников. — Х.: Фолио, 2009. — 125 с.

См.. в электрон. каталоге

Руднев В.А. Слово о князе Владимире / В.А. Руднев. — М.: Сов. Россия, 1989. — 240 с.

Боряк А.Б. Рожденные Украиной. Т. 1 / А.Б. Боряк. — М.: Евроимидж, 2002. — 896 с.

См.. в электрон. каталоге

Панова М.И. Государственные, политические и общественные деятели Украины: полет. портр. / М.И. Панова. — М.: Ин Юре, 2002. — 476 с.

См.. в электрон. каталоге

Харченко Т.Н. 100 знаменитых людей Украины / Т.Н. Харченко. — Х.: Фолио, 2004. — 511 с.

См.. в электрон. каталоге

Павленко Ю. 100 самых украинском / Ю. Павленко. — М.: Орфей, 2005. — 640 с.

См.. в электрон. каталоге

Хорошевский А.Ю. 100 знаменитых символов Украины / А.Ю. Хорошевский. — Х.: Фолио, 2007. — 511 с.

См.. в электрон. каталоге

Нартов В.В. Выдающиеся личности Украины / В.В. Нартов. — М.: Клуб c имейного досуга, 2007. — 400 с.

См.. в электрон. каталоге

Костомаров Н.И. Исторические фигуры / М.И. Костомаров. — Д.: Янв, 2008. — 618 с.

См.. в электрон. каталоге

Будзинская Н. 99 больших киевлян / Н. Будзинская. — М., 2009. — 400 с.

См.. в электрон. каталоге

Крещение Руси

Князю Киевскому Владимиру Святославичу принадлежит исключительное место в отечественной истории. Во многих источниках упоминается о крещении киевских князей Аскольда и Дира, а также за их княжения — части населения Киевского государства, но именно в княжение Владимира Великого христианство на Руси победило, а государство стало одной из самых мощных в Европе.

Принятию христианства на Руси способствовали отношения с Киева с Византийской империей. Как свидетельствует «Повесть временных лет», крещение Руси произошло так: Владимир приказал бросить идолов в Днепр и в назначенный день собрать весь народ у реки. Люди весело входили в воду, а священники читали молитвы. Хотя, например, современный исследователь А. Карпов в своей монографии отметил: «Известно, что язычники-славяне, тем более князья, не были готовы сразу принять христианские обряды, многие из которых не соответствовали их представлениям о достоинстве княжеской власти».

С принятием христианства внедрялась и распространялась образование, развивалось искусство, особенно церковная: строились и расписывались храмы. Известным храмом суток Владимира была Десятинная церковь Рождества Богородицы, построенная в Киеве напротив огромного великокняжеского дворца. Она считается первой каменной церковью Киевской Руси и является памятником национального значения. Принятие христианства и мудрая политика Владимира Великого способствовали укреплению международного авторитета Киевской Руси.

Духопельников В.М. Крещение Руси / В.Н. Духопельников. — Х.: Фолио, 2009. — 122 с.

См.. в электрон. каталоге

Владимир собрал все церковные законы в одну книгу. Она была названа «Устав Владимира». Она состояла из положений, которые были в компетенции церковного суда. Устав «О судах церковных и о десятинах», написанный великим князем Владимиром согласно греческим «Номоканон», свидетельствует, что монахи и церковники, церковные учреждения, богадельни, а также врачи, обездоленные, калеки, то есть защищены церковью слои населения, освобождались от светского суда. Дела их передавались на суд церковникам. По уставу церковь как судебное учреждение рассматривала распри и супружескую неверность, незаконные браки, обращение в язычество, преступления детей об отце и матери, тяжбы между членами семьи, осквернение храмов и многое другое.

Устав святого Великого князя Владимира в церковных судах и десятинах. — Петроград: Имп. археол. комиссия, 1915. — 72 с.

Владимир Великий первым из киевских князей начал чеканить монету (золотую и серебряную). На монетах изображался князь на престоле и родовой знак Владимира — трезубец, который был верхней частью скипетра — символа власти. Его изображения и на современных украинских банкнотах и ​​монетах.

Томазов В.В. Украина. Вехи истории. / В.В. Томазов — М.: Искусство, 2001. — 430 с.

См.. в электрон. каталоге

Канонизация

Принятие христианства стало величественным деянием Владимира, за что в XIII в. Православная церковь канонизировала его. 28 июля — день памяти святого равноапостольного князя-Крестителя Руси. Он известен как Владимир Великий, Владимир И Владимир Святой и считается небесным покровителем вооруженных сил.

Современные исследования ученых

Имя Владимира Великого приобрело широкую популярность среди отечественных и зарубежных исследователей:

950 годовщина смерти св. Владимира Великого / / Календарь слово. — Торонто, 1965. — № 1. — С. 56-57.

Вигорний А. Князь Владимир Великий / / Украинский календарь / Укр. сусп.-культ. об-во. — Варшава, 1978. — № 1. — С. 99-102.

Креститель Украины — князь Владимир / / Крылатые. — 1985. — Ч. 6. — С. 6.

Щербак М. Памятник св. Владимиру / / Крылатые. — 1985. — Ч. 6. — С. 7.

Огиенко И. крещения киевлян / / Укр. культура. — 1986. — № 8. — С. 20-21.

Гусев В. Владимир Красное Солнышко: не только креститель Руси, но и мудрый правитель / / День. — 1999. — № 81. — С. 8.

Шумило С. Киевская миссия апостолов славян: первое крещение Руси-Украины и влияние на дальнейшую судьбу Восточной Европы / / Сиверянский летопись. — 2005. — № 1. — С. 56-57.

Баран В.Д. Этнические и процессы в Киевской Руси / / Сб. наук. пр. Наук. опыт. ин-та. — 2007. — Т. XIV. — С. 339-349.

Колодочкина Е. Владимир Великий — «большой в своей власти» / / Ист. журн. — 2007. — № 2. — С. 4-20.

Радневський В. Киевская Русь и отдельные аспекты понятия «Фитокультура» / / Наук. журнал Нац. пед. ун-та. — 2010. — Вып.6. — С. 172-177.